Подписка на новости

Будьте в курсе новостей, подпишитесь на рассылку и получайте новости на свой e-mail!

Введите Ваш e-mail:

Следите за нами в

Консалтинговая компания в ВКонтактеКонсалтинговая компания в G+Консалтинговая компания в FacebookКонсалтинговая компания в Twitter


Налоговое требование: 60 дней после предъявления

Неудовлетворения требований налогоплательщика судами первой и апелляционной инстанции об отмене налогового уведомления-решения или другого решения контролирующего органа, которым произведено доначисление налоговых обязательств, предусматривает запуск процедуры наступления для налогоплательщика определенных негативных последствий. В таком случае, возникает патовая ситуация, когда с одной стороны, плательщик имеет право обжаловать указанные решения в суд кассационной инстанции, а с другой, - в связи с вступлением в законную силу (после просмотра в апелляции) решением суда, которым отказано в удовлетворении требований плательщика, для него уже наступают негативные последствия.

Такие последствия возникают в связи с тем, что сумма определенного в решении контролирующего органа денежного обязательства считается согласованной. Однако, обжалование решений суда первой и апелляционной инстанций в порядке, само по себе, не останавливает наступление последствий согласования суммы налогового обязательства, кроме случаев удовлетворения судом кассационной инстанции ходатайство истца о приостановлении исполнения решений.

Сумма налогового обязательства, определенная налоговым органом, считается согласованной со дня окончания процедуры административного обжалования или вступления решения суда в законную силу. Постановление вступает в законную силу после ее пересмотра судом апелляционной инстанции. Если апелляционная жалоба подавалась, то по истечении срока на апелляционное обжалование.

Вместе с тем, Кодексом административного судопроизводства Украины предусмотрено право на обжалование в кассационном порядке судебных решений суда первой инстанции после их пересмотра в апелляционном порядке, а также судебных решений апелляционной инстанции.

Само по себе представление кассационной жалобы не приостанавливает наступление последствий согласования сумм денежного обязательства. Однако, суд кассационной инстанции по ходатайству истца может решить вопрос о приостановлении исполнения судебных решений, которые обжалуются, что в свою очередь отсрочит момент согласования денежного обязательства до пересмотра решений судом кассационной инстанции. Если не был положительно решен ходатайство о приостановлении судебных решений предыдущих инстанций, до вынесения решения судом кассационной инстанции, денежное обязательство считается согласованным.
В таком случае, налогоплательщик обязан самостоятельно погасить задолженность, а также пеню и штрафные санкции при их наличии в течение 10 календарных дней, следующих за днем такого согласования, то есть через 10 дней с момента вступления решения в законную силу.

В случае если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства в установленные законодательством сроки, сумма неуплаченного денежного обязательства считается налоговым долгом. В связи с чем, контролирующий орган направляет (вручает) плательщику налоговое требование.
Налоговое требование направляется не ранее первого рабочего дня по окончании предельного срока уплаты суммы денежного обязательства, то есть не раньше одиннадцатого дня после вступления решения в законную силу.

С целью обеспечения выполнения налогоплательщиком своих обязанностей, определенных настоящим Кодексом, имущество налогоплательщика, имеющего налоговый долг, передается в налоговый залог. Право налогового залога возникает в случае неуплаты в сроки, суммы денежного обязательства - со дня возникновения налогового долга.

Имущество, на которое распространяется право налогового залога, оформляется актом описи. Опись имущества в налоговый залог осуществляется на основании решения руководителя контролирующего органа, предъявляется налогоплательщику, который имеет налоговый долг. Акт описи имущества, на которое распространяется право налогового залога, составляется налоговым управляющим.

Отказ налогоплательщика от подписания акта описи имущества, на которое распространяется право налогового залога, не освобождает такого налогоплательщика от распространения права налогового залога на описанное имущество. В таком случае описание осуществляется в присутствии не менее двух понятых.

Последствия недопущения инспектора для осуществления описи имущества

В случае если налогоплательщик не допускает налогового управляющего для осуществления описи имущества такого налогоплательщика в налоговый залог и/или не представляет документов, необходимых для такого описания, налоговый управляющий составляет акт отказа налогоплательщика от описи имущества в налоговый залог.

В таком случае, контролирующий орган обращается в суд относительно остановки расходных операций на счетах налогоплательщика, запрет отчуждения таким налогоплательщиком имущества и обязательства такого налогоплательщика допустить налогового управляющего для описания имущества в налоговый залог. Приостановление расходных операций на счетах налогоплательщика и запрет отчуждения таким налогоплательщиком имущества действуют до дня составления акта описи имущества налогоплательщика в налоговый залог налоговым управляющим или акта об отсутствии имущества, которое может быть описано в налоговый залог, или погашения налогового долга в полном объеме. Налоговый управляющий не позднее рабочего дня, следующего за днем составления вышеуказанных актов, обязан направить банкам, другим финансовым учреждениям, а также налогоплательщику решение о сложении актов, которое является основанием для возобновления расходных операций и отмены запрета на отчуждение имущества.
До принятия соответствующего решения контролирующим органом налогоплательщик не имеет права отчуждать такое имущество.

Налогоплательщик может отчуждать имущество, находящееся в налоговом залоге, только с согласия контролирующего органа, а также в случае, если контролирующий орган в течение десяти дней с момента получения от налогоплательщика соответствующего обращения не предоставил такому налогоплательщику ответа относительно предоставления (непредоставления) согласия.

В случае если в налоговом залоге находится лишь готовая продукция, товары и товарные запасы, налогоплательщик может отчуждать такое имущество без согласия контролирующего органа за средства по ценам не ниже обычных, и при условии, что средства от такого отчуждения будут направлены в полном объеме в счет выплаты заработной платы, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и/или погашения налогового долга.

административный арест

Административный арест имущества налогоплательщика налагается по решению руководителя органа государственной налоговой службы, обоснованность которого в течение 96 часов должна быть проверена судом.

Зато арест средств на счете налогоплательщика осуществляется исключительно на основании решения суда путем обращения органа государственной налоговой службы в суд. Никакого решения налоговый орган в таком случае не принимает.

Приведенные нормы корреспондируются с предписанием п.94.4 ст. 94 Налогового кодекса Украины, согласно которой арест может быть наложен органом государственной налоговой службы на любое имущество налогоплательщика, кроме имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с законом, и средств на счете налогоплательщика. Из содержания этой нормы следует, что компетенция относительно наложения ареста имущества принадлежит органу государственной налоговой службы, но такая компетенция не распространяется на арест средств налогоплательщика, который накладывается по решению только суд на основании обращения налогового органа.

При этом для применения ареста средств на счете налогоплательщика орган государственной налоговой службы подает в суд исковое заявление в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Украины, в день принятия решения о применении административного ареста имущества налогоплательщика.
Так, в соответствии с пп. 20.1.17 п. 20.1 ст. 20 Налогового кодекса Украины органы государственной налоговой службы имеют право обращаться в суд о наложении ареста на средства и другие ценности такого налогоплательщика, находящиеся в банке, в случае, если у налогоплательщика, имеющего налоговый долг, отсутствует имущество и / или его балансовая стоимость меньше суммы налогового долга и/или такое имущество не может быть источником погашения налогового долга.

При этом суд должен установить отсутствие соответствующего имущества не вообще, а именно на момент, когда у налогового органа возникает право на взыскание налогового долга, эффективность реализации которого обеспечивается специальными мерами, в частности административным арестом имущества, в том числе средств. Иначе требование о применении ареста средств будет преждевременной, поскольку не исключается, что на момент предъявления соответствующего требования имущество, за счет которого можно погасить налоговый долг, будет имеющимся.

В свою очередь, в соответствии с п. 95.2 ст.95 Налогового кодекса Украины право на взыскание средств и продажа имущества налогоплательщика возникает у налогового органа через 60 календарных дней со дня направления налогового требования, поэтому именно с этого момента налоговый орган уполномочен оценивать имущественное положение плательщика налогов учитывая наличие у него достаточных источников для погашения налогового долга.

При этом сумма средств, на которую налагается арест, не должна превышать сумму налогового долга, право на взыскание которой имеется в орган государственной налоговой службы на момент принятия судом решения о применении административного ареста. Итак, арест может касаться только того имущества (средств), которое необходимо для выполнения определенных обязательств налогоплательщика, в частности, по погашению налогового долга.

Одновременно судам следует учитывать, что Налоговым кодексом Украины принимаются два понятия, обозначающие арест средств на счетах налогоплательщика - собственно аресте средств и приостановлении расходных операций на счетах налогоплательщика.

Анализ норм Налогового кодекса Украины, а также действующего законодательства, регулирующего банковскую деятельность и порядок осуществления безналичных расчетов, дает основания для вывода о тождестве указанных понятий для целей регулирования налоговых правоотношений. Таким образом, наложение ареста на средства на счетах налогоплательщика является необходимым условием для остановки расходных операций на таких счетах.

При этом указанные требования могут быть рассмотрены судами как в общем порядке искового производства, так и по представлению органа государственной налоговой службы о приостановлении расходных операций на счетах налогоплательщика, внесенного в суд в сокращенные сроки, в течение 96 часов.
При этом во всех случаях суд выносит решение о приостановлении расходных операций налогоплательщика путем наложения ареста на денежные средства налогоплательщика в соответствующей сумме, или о наложении ареста на денежные средства налогоплательщика в соответствующей сумме.

выводы

Итак, на 11-й день с момента вступления решения в законную силу выносится налоговое требование, что является основанием для наложения налогового залога. Взыскание средств и продажа имущества налогоплательщика осуществляются не ранее чем через 60 календарных дней со дня направления (вручения) такому плательщику налогового требования. Взыскание средств со счетов налогоплательщика в банках, обслуживающих такого налогоплательщика, осуществляется по решению суда, которое направляется к исполнению контролирующим органам, в размере суммы налогового долга или его части.

При этом, в случае удовлетворения судом кассационной инстанции жалобы плательщика и, соответственно, отмены решения об определении денежного обязательства, указанные меры подлежат отмене.

Источник: UBR

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить